Fire27
Досвідчені стрільці
Ч.1В последнее время ситуация с безопасностью судей и членов их семей близится к критической точке: новостью о нападении на судью уже никого не удивишь. При этом напряженность негативного характера в обществе по отношению к представителям Фемиды возрастает – мол, они «сами виноваты» и «так им и надо». Все чаще звучат возгласы не просто о неэффективности правосудия, а о необходимости самосуда и наказания «нерадивых судей, которые выносят несправедливые решения». Достаточно почитать комментарии на сайтах информационных агентств, посмотреть «сенсационные» передачи украинских каналов. Последние такому явлению никак не противодействуют, а даже наоборот, ведь за счет этого растут их рейтинги. Чего стоит только «смакование» подробностей убийства харьковского судьи! Причем заметна интересная тенденция: если раньше кому-то было выгодно очернять конкретных судей, то в нынешних обстоятельствах ситуация обретает совсем иной масштаб – складывается впечатление, что поставлена цель бросить тень на всю судебную систему Украины. Свою руку к этому приложили и средства массовой информации, и представители общественных организаций, которые заявляют себя как «демократические», и так называемые социологи, и политики как отечественного «покроя», так и зарубежные.Судебная система и, в первую очередь, судейское самоуправление стараются бороться с этой проблемой, как могут. Впрочем, конференции и многочисленные круглые столы, посвященные необходимости развития коммуникаций судебной власти, как и мониторинги общественного мнения, скажем прямо, мало помогают в таком случае.Какие угрозы таит в себе нынешняя ситуация и как можно обезопасить судей, разбиралась «Судебно-юридическая газета». Профессия судьи сопряжена с риском для него и членов его семьи. Новое украинское законодательство о судоустройстве и статусе судей, несмотря на все заявленные положительные моменты, скорее, ухудшило условия защиты жизни и здоровья судей и членов их семей, что отмечают не только рядовые судьи, но и представители органов судейского самоуправления.Так, прошло уже 2 года с того момента, как в Голосеевском районе столицы в подъезде своего дома был убит судья Шевченковского райсуда Киева Сергей Зубков, и законодатели, похоже, успели «забыть» об этом случае – необходимой реакции по внедрению соответствующих инициатив не последовало. Пока не случилась очередная беда – в конце 2012 г. в своей квартире были жестоко убиты судья Фрунзенского райсуда 58-летний Владимир Трофимов и члены его семьи. Как известно, убийство было совершено с особой жестокостью: преступники всем четырем отрезали головы. В выступлении на церемонии принятия присяги судьями, впервые назначенными на должность профессионального судьи, 19 декабря 2012 г. Президент Украины вполне обоснованно назвал этот трагический случай вызовом для всего украинского общества. Но на этом не закончилось. 3 января с. г. утром неизвестный мужчина избил судью Апелляционного суда Луганска. 12 января в Кременчуге неизвестный избил и ограбил председателя Автозаводского райсуда прямо во дворе многоэтажного дома, где живет судья. Далее, 14 января, в Ужгороде было совершено нападение на судью областного апелляционного суда. Все эти факты говорят о том, что независимость судей на текущий момент находится под серьезной угрозой. Кто оправдывает самосуд?При этом средства массовой информации не устают муссировать темы о заангажированности судей. Так, буквально на днях под «сенсационным соусом» вышла телепередача одного из популярных украинских каналов, где судей, которые рассматривают дело об убийстве Зубкова, показывают в неприглядном виде. Делается вывод: судья отмечает праздники на работе, поэтому судить справедливо она неспособна. Очевидно, что все это «притянуто за уши», дабы слепить скандальный сюжет в расчете, что зритель бездумно его «проглотит».Но самое опасное таится в другом – из уст представителей СМИ начали прямо звучать призывы к самосуду. «Многие судьи, когда заявляют, что теперь, после харьковского убийства, боятся выносить вердикты, наверное, правы. Им есть за что рубить головы, поскольку – и это неново – когда люди не находят защиты у закона, они начинают думать о том, чтобы воплотить самосуд», – пишет журналистка. «Если даже теоретически предположить, что П. действительно могли убить судью, это был, по сути, самосуд, поскольку эта семья на собственной шкуре почувствовала, что справедливости в украинских судах искать нет смысла… Современная украинская судебная система имеет реальные шансы «нарваться» на общественный самосуд», – как презумпцию выдает популярный новостной ресурс. «Люди не доверяют судебной ветви власти. Довольно значительная часть людей считает, что «суд Линча» – это единственный способ восстановить справедливость», – делится мнением председатель одного из «демократических» фондов и приводит «статистику социологического исследования»: «Согласно опросу, 38% населения считали «суд Линча» недопустимым в любом случае, на взгляд 35% самосуд был в целом недопустим, но в отдельных случаях мог быть оправданным, а 19% были уверены, что в наших условиях самосуд – это единственный способ осуществить правосудие». Данный информационный фон приводит к тому, что общество теряет способность адекватно реагировать на преступления.Журналисты забывают одно: призывая к самосуду, они, по сути, призывают людей преступить закон. Не задумываясь при этом, какие тяжелые последствия это может повлечь. Защитные меры с истекшим сроком годности При такой критической ситуации удивляет отсутствие реакции со стороны законодателей. Специальное законодательство, регулирующее государственную защиту судей, достаточно скудное и устаревшее. С принятием судебной реформы утратили силу положения ч. 8 ст. 44 Закона «О статусе судей», касающиеся права судьи на установление квартирной охранной сигнализации и пользование ею за счет госбюджета. Гарантий безопасности взамен не предусмотрено. Обеспечение безопасности судей, работников судов, их близких родственников регулируется Законом «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», принятым в далеком 1993 г. Существует также постановление Верховного Суда «О практике применения законодательства, предусматривающего государственную защиту судей, работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в судопроизводстве» от 1999 г. Порядок обеспечения безопасности работников судов, членов их семей и близких родственников спецподразделениями милиции регулируется положением о спецподразделении судебной милиции «Грифон», которое также не обновлялось уже более 9 лет. Если судья рассматривает резонансное дело, и ему реально может угрожать опасность, он вправе написать заявление на имя председателя суда и попросить защиты. При этом получить ее можно после вынесения специального постановления: сотрудники судебной милиции «Грифон» охраняют лишь тех лиц, на обеспечение безопасности которых есть постановление суда, прокуратуры или органов внутренних дел. Примечательно, что случаи промедления с «санкцией на защиту» далеко не единичны – несмотря на то, что соответствующие органы, получив заявление (сообщение) об угрозе безопасности лица, обязаны проверить его и в срок не более 3 суток, а в неотложных случаях немедленно принять решение о применении или отказе в применении мер безопасности. Согласно Закону «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», о принятом решении выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер по обеспечению безопасности и сроков их осуществления. Если меры безопасности применяются не по просьбе лица, которое берется под защиту, на это должно быть получено его согласие.В случае необходимости жилье и имущество судьи или его родственников за счет средств местного бюджета оборудуются средствами противопожарной и охранной сигнализации, заменяются номера их квартирных телефонов и номерные знаки принадлежащих им транспортных средств. Могут также применяться оперативно-технические средства в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью, работнику суда или его близким родственникам могут выдаваться оружие, специальные средства индивидуальной защиты. В случае угрозы совершения насилия или других противоправных действий в отношении лиц, взятых под защиту, по письменным заявлениям или с согласия этих лиц может проводиться прослушивание телефонных переговоров. В случае необходимости работник суда, его несовершеннолетние дети и другие близкие родственники могут быть с их согласия временно размещены в местах, гарантирующих их безопасность, в т. ч в дошкольных воспитательных учреждениях или учреждениях органов социальной защиты населения Украины. По решению органов, обеспечивающих безопасность, может быть наложен временный или постоянный запрет на выдачу сведений о месте проживания лиц, взятых под защиту, и других сведений о них адресными бюро, паспортными службами и другими информационно-справочными службами. Существует и «крайняя» мера: когда безопасность судьи или его родственников не может быть обеспечена другими мерами, по его ходатайству или с согласия лиц, взятых под защиту, они временно или постоянно переводятся на другую работу, направляются на обучение, переселяются в другое место жительства, могут быть изменены их внешность, анкетные данные с выдачей соответствующих личных документов. Решение вопросов о переселении в другое место жительства, предоставлении жилой площади, материальной помощи и трудоустройстве регулируется постановлением Кабмина №457 от 26.06.1995. Порядок же осуществления других мероприятий безопасности (замены документов, внешности, прослушивания телефонов, изменение места работы или учебы) законодательством не урегулирован. Нет и специальных инструкций по самозащите для судей. Вход свободныйВыходит, судье, например, могут выделить пару охранников, которые будут сопровождать его. Но чтобы защититься от угрозы, нужно ее предугадать, а как показывает практика, это получается не всегда. Опасность жизни судьи может угрожать как дома, так и в его кабинете. Так, известны случаи, когда в милицию поступают звонки о заложенной в суде бомбе. Особенно часто «минировали» суды в 2011 г. К счастью, угрозы не были воплощены в жизнь. Чего не скажешь о Дарницком райсуде Киева, где в начале 2004 г. прогремел взрыв.Впрочем, и эти случаи ни к чему не привели. На сегодня в районный суд может пройти практически любой желающий. Порядок допуска лиц в нижестоящие суды регулируется Правилами пропуска лиц в помещения судов и транспортных средств на их территорию, утвержденными приказом ГСА и МВД №102/765 от 12.09.2005. Данные о прибывшем посетителе заносятся в журнал. В случае, если лицо прибыло на открытое судебное заседание, достаточно удостоверения личности, а участники процесса предъявляют еще и соответствующий процессуальный документ. Охрану осуществляет спецбатальон судебной милиции «Грифон». Металлодетекторы на проходных в райсудах есть, но зачастую не работают. Основная проблема в обеспечении безопасности нижестоящих судов – отсутствие финансирования, которое Минфин из года в год старается удержать на прежнем уровне. Возможно, пора обеспечить районные суды более серьезной охраной? К примеру, в ВХСУ безопасность обеспечивается приказом председателя суда, а также «Порядком обеспечения безопасности должностных лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана в местах постоянного и временного пребывания» (утвержден приказом Управления государственной охраны Украины №78 от 17.03.2006). Согласно этому документу, лица, которые уклоняются от контроля на безопасность и отказываются предоставить для осмотра вещи, проносимые на режимную территорию, не допускаются на нее независимо от наличия у них соответствующих документов (удостоверений, пропусков, приглашений, билетов). В ВАСУ каждый посетитель должен пройти через стационарный металлодетектор, что позволяет предупредить пронос оружия, взрывчатки и других опасных предметов. Кроме того, чтобы попасть на судебное заседание, до недавних пор нужно было заранее вызвать его секретаря для сопровождения в соответствующий зал. Правило о таком сопровождении было введено в связи с тем, что помещения с залами судебных заседаний не были отделены от остальных помещений суда. Отметим, что процедура допуска в суд в большинстве стран мира, в частности, в США, Канаде, Голландии, Ирландии, осуществляется через досмотр, причем точно так же, как и в аэропорту, вплоть до личного обыска. Закон и реальность «Имеют место неединичные факты давления на судей путем угроз, шантажа и другого противоправного воздействия», – говорится в обращении Совета судей Украины от 21 декабря 2012 г. Судейское самоуправление прямо констатирует, что правоохранительные органы, на которые законом возложена обязанность обеспечивать безопасности судей и работников аппарата судов, нередко оставляют без реагирования уведомления о поступлении угроз и иных противоправных деяний в отношении судей и работников аппарата судов. Не выполняются в полной мере требования относительно немедленного принятия надлежащих мер по каждому случаю указанных противоправных действий – вопреки предписаниям ст. 18 Закона «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов». Не всегда эффективны мероприятия по расследованию преступлений против жизни, здоровья судей и их близких родственников. Так, в течение 2010 – первой половины 2012 г. по приговорам, вступившим в законную силу, за убийство или покушение на убийство судьи, народного заседателя, присяжного или их близких родственников в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия (ст. 379 УК), не был осужден ни один человек. Финансирование мероприятий государственной защиты судей и работников аппарата судов на должном уровне не осуществляется. Недостаточны меры обеспечения охраны общественного порядка, безопасности судей и работников аппарата судов, а также участников судебного разбирательства. Органами власти не учитывается, что судьи постоянно находятся в центре правового конфликта, столкновения противоположных интересов, несут психологическую нагрузку, часто слышат угрозы от участников судебного разбирательства и др. лиц. Состояние обеспечения безопасности судей является неудовлетворительным, механизмы защиты судей от противоправных посягательств неэффективны, что приводит к необратимым последствиям.В то же время, согласно принципу 11 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 г., безопасность судей должна надлежащим образом гарантироваться законом. Реакция есть!Изложенная проблема уже получила соответствующую реакцию от Президента Украины. Так, он поручил Кабинету министров до 1 марта 2013 г. разработать законопроект относительно повышения безопасности судей и членов их семей. Впрочем, Совет судей Украины уже разработал проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления государственной защиты судей и работников аппарата судов». На данный момент он находится на рассмотрении Министерства юстиции, а суды имеют право предоставить свои замечания и предложения к нему. В частности, предлагается усовершенствовать ст. 134 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно государственной защиты судей и членов их семей. Так, судье будет предоставлено право на обеспечение средствами защиты, которые ему предоставляются органами внутренних дел, в т. ч. на бесплатное в течение месяца с момента обретения полномочий оборудование охранной и пожарной сигнализацией жилья и обеспечение мобильным индивидуальным средством оповещения об опасности. Запрещается выдача сведений о месте жительства судей и других сведений о них. Изменения вносятся и в ст. 135 Закона (социальное обеспечение и страхование судей). Кроме того, расширяются полномочия Совета судей Украины, Государственной судебной администрации, службы судебных распорядителей относительно обеспечения безопасности судей (Подробнее см. Инфосправку). В частности, согласно с предлагаемыми изменениями ст. 127 Закона «О судоустройстве и статусе судей», органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, которым адресовано обращение Совета судей Украины по вопросам обеспечения независимости и безопасности судей, обязаны в течение 10 дней с момента получения рассмотреть его и дать письменный ответ. В случае невозможности рассмотрения обращения в определенный срок сообщают об этом официальным письмом с изложением причин продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения обращения, с учетом продления, не может превышать 30 дней с момента его получения.Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, а также работники правоохранительных органов, к которым поступило обращение ССУ, обязаны немедленно принять меры по устранению угрозы безопасности или независимости судей, а при необходимости и привлечь виновных к ответственности с последующим информированием об этом Совета судей. В случае непринятия мер по устранению нарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в установленном законом порядке. Проблема безопасности судей в Украине требует скорейшей реакции – установления на уровне закона соответствующих гарантий. Не стоит забывать: независимость и неприкосновенность судей не является привилегией судейского корпуса, а устанавливается с целью обеспечения и действия принципа верховенства права и права лиц на справедливое правосудие. Мнение же большинства судей сводится к тому, что государство совсем не заботится об их безопасности: «Вынося приговоры, мы каждый раз опасаемся за свою жизнь и жизнь своих близких». А фактор страха не может не отражаться на независимости судей. «Мы ожидаем, что государство, наконец, позаботится о защите тех, кто стоит на страже законов этого государства», – сказал нашему корреспонденту один судья. Теперь дело за законодателями. Но как быстро они смогут исправить закон?